Что проще – задокументировать передачу взятки или уличить чиновника в том, что у него непонятно откуда появился новый дом или автомобиль?
В первом случае нужно проводить полноценное расследование, привлекать агентов, совершать следственные действия и, возможно, даже провоцировать потенциального преступника. Во втором – просто найти имущество, происхождение которого чиновник не сможет объяснить. И если вразумительного объяснения не будет – отправить за решетку.
Именно бесхитростность второго метода делает преследование за незаконное обогащение одним из наиболее перспективных направлений работы антикоррупционных органов, уверен управляющий партнер АБ «Радзиевский и партнеры» Юрий Радзиевский.
На минувшей неделе Национальное антикоррупционное бюро завершило расследование резонансного дела министра инфраструктуры Владимира Омеляна. Ему вменяют покупку за непонятные деньги нового внедорожника BMW X5 2015 выпуска, а также непонятное происхождение $90 тысяч и €25 тысяч. Общая сумма “проблемных” активов министра – 4,23 млн грн.
Опуская здесь возможную политическую составляющую, на которой настаивает сам Омелян, нужно отметить, что представленная НАБУ фабула дела – классический пример преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 368-2 Уголовного кодекса – “незаконное обогащение”.
Ее санкция – от пяти до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества. При этом обвиняемый не может получить меньшее наказание при наличии смягчающих обстоятельств условный срок или заключить сделку со следствием – это невозможно при совершении коррупционных преступлений.
Казалось бы – это же “просто какой-то BMW”, неужели нельзя отделаться штрафом? И вообще, что это за статья, по которой наказывают только из-за факта наличия у тебя имущества? Что, реальных нарушений не нашли?
Это типичные “оправдания” фигурантов по данной статье.
Но правда в том, что именно представители нынешней власти превратили ее в реальный инструмент для легкого повышения показателей НАБУ по “отлавливанию” коррупционеров. Собственноручно сделав ее не менее жесткой, чем статьи за взяточничество.
Стадии “закручивания гаек”
Внедренная в 2011 году в Уголовный кодекс, статья “незаконное обогащение” была тихим пристанищем для реальных коррупционеров.
Если “взяткой” называли любую незаконную выгоду, полученную за выполнение служебных обязанностей, то к “обогащению” относили такую же выгоду, только не связанную с работой чиновника.
Например, правоохранители задокументировали передачу чиновнику 10 тысяч долларов, но выявить, за что он их получил – не удалось. Это было “незаконным обогащением”, но не “взяткой”.
Кроме того, обязательным условием для этой квалификации был именно факт получения блага, а не просто владения им.
Конечно же, адвокаты коррупционеров стремились всеми правдами и неправдами переквалифицировать “взятку” на “обогащение” – при желании здесь можно было отделаться даже штрафом.
В 2014 году, когда принимался пакет антикоррупционных законов, суть статьи кардинально изменилась.
Во-первых, объектом расследования уже становится сам факт наличия имущества. Откуда оно взялось – никому не интересно.
Во-вторых, если ранее серьезность наказания рассчитывалась от стоимости незаконного нажитого (больше сумма – больше срок), то теперь она зависит от должности (выше положение в иерархии чиновников – больше срок).
Согласно правилу, привлекать к ответственности стало можно за любые квартиры и машины стоимостью от 2 раз больше, чем чиновник легально заработал.
Законом предусмотрели, что “обогащение” становится коррупционным преступлением. А значит – на него не распространяются нормы о возможном смягчении наказания и о возможности получить условный срок – только реальный.
В 2015 году нынешний генпрокурор Юрий Луценко, будучи народным депутатом, вместе с коллегами инициировал очередные изменения в антикоррупционное законодательство. Они ужесточили статью 368-2 УК.
Теперь вместо двукратного превышения доходов “контрольная сумма” “незаконного обогащения” – около 800 тысяч грн (сумма определяется исходя из размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц) или порядка $28 тысяч, если законность происхождения активов не подтверждается доказательствами. Независимо от размера доходов.
Удобно или целесообразно?
В сегодняшнем виде статья “незаконное обогащение” – один из наиболее “доступных” способов привлечения к ответственности потенциальных коррупционеров.
Не нужно выяснять происхождение имущества (если у фигуранта нет объяснений), не нужно доказывать, что “клиент” принял какие-то правомерные либо неправомерные решения за эти деньги.
Легко предположить, что для НАБУ эта статья может стать “золотой жилой” для улучшения статистики как, собственно, возбужденных производств, так и по количеству обвинительных актов.
По данным полугодового отчета НАБУ, на сегодняшний день у него в работе 54 уголовных производства по ст. 368-2. В суд переданы обвинительные акты пока всего по трем фигурантам. Общая сумма незаконного обогащения – 536 млн грн.
Из известных чиновников, которые стали объектом внимания НАБУ по этой статье, – первый замглавы СБУ Павел Демчина, глава Окружного админсуда Киева Павел Вовк, нардеп Евгений Дейдей, глава Госаудитслужбы Лидия Гаврилова. Кроме того, открыты дела против министра юстиции Павла Петренко и нардепа Антона Геращенко.
И конечно же, одним из наиболее резонансных обещает стать пакет уголовных производств в отношении генерального прокурора Юрия Луценко (два из них были объединены в одно, о подозрении никому не сообщалось).
Недавно СМИ сообщили о том, что НАБУ и Специализированная антикоррупционная прокуратура якобы получили доступ к банковским и другим финансовым документам по делу с возможностью их изъятия.
В отличие от дела Омеляна, НАБУ пока не публикует подробностей по делам Луценко. Поэтому делать выводы об их перспективности рано.
Впрочем, не с юридической, а с общечеловеческой точки зрения стоит быть честными: повод для привлечения за незаконное обогащение найдется почти у каждого второго чиновника.
Поэтому очень важно, чтобы “легкость добычи” не вскружила голову детективам НАБУ и не превратила их в инструмент политического давления, в то время как реальные – и требующие документирования – коррупционные схемы будут и дальше процветать.
Юрий Радзиевский
Источник:https://www.pravda.com.ua/rus/columns/2018/11/16/7198302/