Дел по незаконному обогащению будет становиться все больше, считает Юрий Радзиевский

16.11.2018
Дел по незаконному обогащению будет становиться все больше, считает Юрий Радзиевский

 

Что проще – задокументировать передачу взятки или уличить чиновника в том, что у него непонятно откуда появился новый дом или автомобиль?

В первом случае нужно проводить полноценное расследование, привлекать агентов, совершать следственные действия и, возможно, даже провоцировать потенциального преступника. Во втором – просто найти имущество, происхождение которого чиновник не сможет объяснить. И если вразумительного объяснения не будет – отправить за решетку.

Именно бесхитростность второго метода делает преследование за незаконное обогащение одним из наиболее перспективных направлений работы антикоррупционных органов, уверен  управляющий партнер АБ «Радзиевский и партнеры» Юрий Радзиевский.

На минувшей неделе Национальное антикоррупционное бюро завершило расследование резонансного дела министра инфраструктуры Владимира Омеляна. Ему вменяют покупку за непонятные деньги нового внедорожника BMW X5 2015 выпуска, а также непонятное происхождение $90 тысяч и €25 тысяч. Общая сумма “проблемных” активов министра – 4,23 млн грн.

Опуская здесь возможную политическую составляющую, на которой настаивает сам Омелян, нужно отметить, что представленная НАБУ фабула дела – классический пример преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 368-2 Уголовного кодекса – “незаконное обогащение”.

Ее санкция – от пяти до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества. При этом обвиняемый не может получить меньшее наказание при наличии смягчающих обстоятельств условный срок или заключить сделку со следствием – это невозможно при совершении коррупционных преступлений.

Казалось бы – это же “просто какой-то BMW”, неужели нельзя отделаться штрафом? И вообще, что это за статья, по которой наказывают только из-за факта наличия у тебя имущества? Что, реальных нарушений не нашли?

Это типичные “оправдания” фигурантов по данной статье.

Но правда в том, что именно представители нынешней власти превратили ее в реальный инструмент для легкого повышения показателей НАБУ по “отлавливанию” коррупционеров. Собственноручно сделав ее не менее жесткой, чем статьи за взяточничество.

Стадии “закручивания гаек”

Внедренная в 2011 году в Уголовный кодекс, статья “незаконное обогащение” была тихим пристанищем для реальных коррупционеров.

Если “взяткой” называли любую незаконную выгоду, полученную за выполнение служебных обязанностей, то к “обогащению” относили такую же выгоду, только не связанную с работой чиновника.

Например, правоохранители задокументировали передачу чиновнику 10 тысяч долларов, но выявить, за что он их получил – не удалось. Это было “незаконным обогащением”, но не “взяткой”.

Кроме того, обязательным условием для этой квалификации был именно факт получения блага, а не просто владения им.

Конечно же, адвокаты коррупционеров стремились всеми правдами и неправдами переквалифицировать “взятку” на “обогащение” – при желании здесь можно было отделаться даже штрафом.

В 2014 году, когда принимался пакет антикоррупционных законов, суть статьи кардинально изменилась.

Во-первых, объектом расследования уже становится сам факт наличия имущества. Откуда оно взялось – никому не интересно.

Во-вторых, если ранее серьезность наказания рассчитывалась от стоимости незаконного нажитого (больше сумма – больше срок), то теперь она зависит от должности (выше положение в иерархии чиновников – больше срок).

Согласно правилу, привлекать к ответственности стало можно за любые квартиры и машины стоимостью от 2 раз больше, чем чиновник легально заработал.

Законом предусмотрели, что “обогащение” становится коррупционным преступлением. А значит – на него не распространяются нормы о возможном смягчении наказания и о возможности получить условный срок – только реальный.

В 2015 году нынешний генпрокурор Юрий Луценко, будучи народным депутатом, вместе с коллегами инициировал очередные изменения в антикоррупционное законодательство. Они ужесточили статью 368-2 УК.

Теперь вместо двукратного превышения доходов “контрольная сумма” “незаконного обогащения” – около 800 тысяч грн (сумма определяется исходя из размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц) или порядка $28 тысяч, если законность происхождения активов не подтверждается доказательствами. Независимо от размера доходов.

Удобно или целесообразно?

В сегодняшнем виде статья “незаконное обогащение” – один из наиболее “доступных” способов привлечения к ответственности потенциальных коррупционеров.

Не нужно выяснять происхождение имущества (если у фигуранта нет объяснений), не нужно доказывать, что “клиент” принял какие-то правомерные либо неправомерные решения за эти деньги.

Легко предположить, что для НАБУ эта статья может стать “золотой жилой” для улучшения статистики как, собственно, возбужденных производств, так и по количеству обвинительных актов.

По данным полугодового отчета НАБУ, на сегодняшний день у него в работе 54 уголовных производства по ст. 368-2. В суд переданы обвинительные акты пока всего по трем фигурантам. Общая сумма незаконного обогащения – 536 млн грн.

Из известных чиновников, которые стали объектом внимания НАБУ по этой статье, – первый замглавы СБУ Павел Демчина, глава Окружного админсуда Киева Павел Вовк, нардеп Евгений Дейдей, глава Госаудитслужбы Лидия Гаврилова. Кроме того, открыты дела против министра юстиции Павла Петренко и нардепа Антона Геращенко.

И конечно же, одним из наиболее резонансных обещает стать пакет уголовных производств в отношении генерального прокурора Юрия Луценко (два из них были объединены в одно, о подозрении никому не сообщалось).

Недавно СМИ сообщили о том, что НАБУ и Специализированная антикоррупционная прокуратура якобы получили доступ к банковским и другим финансовым документам по делу с возможностью их изъятия.

В отличие от дела Омеляна, НАБУ пока не публикует подробностей по делам Луценко. Поэтому делать выводы об их перспективности рано.

Впрочем, не с юридической, а с общечеловеческой точки зрения стоит быть честными: повод для привлечения за незаконное обогащение найдется почти у каждого второго чиновника.

Поэтому очень важно, чтобы “легкость добычи” не вскружила голову детективам НАБУ и не превратила их в инструмент политического давления, в то время как реальные – и требующие документирования – коррупционные схемы будут и дальше процветать.

Юрий Радзиевский

Источник:https://www.pravda.com.ua/rus/columns/2018/11/16/7198302/

Інші новини
Контакти
03038, м. Київ, вул. Ямська, 35/34, офіс 120
Пн-Пт: з 9-00 до 18-00, Сб, Нд: - за домовленістю