В ходе известного разговора Владимира Зеленского и Дональда Трампа украинский президент называл будущего на тот момент генпрокурора Руслана Рябошапку «на 100% своим человеком».
После принятия закона о реформе прокуратуры хозяин Банковой может смело добавлять: «с неограниченными полномочиями». И есть большие сомнения, что эти полномочия будут направлены в мирное русло.
За перипетиями судебной реформы, формулы Штайнмайера и импичмента Трампу среднестатистический потребитель новостей мог не заметить, что в стране полным ходом идет реформа прокуратуры.
Закон был подписан президентом еще в конце сентября, а в средине октября Офис генпрокурора уже даже закрыл прием заявок от желающих пройти переаттестацию.
Меньше прокуроров, выше зарплаты у оставшихся, зарплата не только по окладу, но и «от результата», недобросовестных коррупционеров отсеют с помощью новых экзаменов.
Это основные тезисы относительно изменений, которые транслировали СМИ в период рассмотрения и принятия документа.
Однако ключевой вопрос, который повис в воздухе и пока не находит ответа – это расширенные полномочия самого генпрокурора и возможности для ручного регулирования процессов и злоупотреблений, которые они открывают.
«Суперсилы» генпрокурора Рябошапки
Коротко перечислим новые «суперсилы» Руслана Рябошапки (и его преемников, если, конечно, закон не писался исключительно под него – на что очень похоже). Благодаря реформе он теперь лично своими приказами / распоряжениями может:
ликвидировать и создавать любые специализированные прокуратуры (закон при желании можно прочитать и как «зеленый свет» для ликвидации Специализированной антикоррупционной прокуратуры, но на это вряд ли кто-то пойдет);
создавать и ликвидировать любые областные прокуратуры (например, если не понравился прокурор Житомирской области, вжух – и это уже Киево-Житомирская межобластная прокуратура);
увольнять прокуроров аж до уровня заместителя структурного подразделения областной прокуратуры без представления Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров, назначать – до уровня руководителя областной прокуратуры, делегируя своим ставленникам право назначать людей в округах, фактически монополизируя кадровую вертикаль, не оставляя возможности для маневра людям на местах;
вместо Квалифкомиссии, состав которой ранее собирали «с миру по нитке» от разных структур, за счет чего можно было соблюсти хоть какую-то видимость баланса сил, до 1 сентября 2021 года будут работать Кадровые комиссии, назначенные лично генпрокурором.
Формально эта неограниченная власть представляется как временная мера для повышения эффективности разгребания авгиевых конюшен, копившихся в ГПУ десятилетиями.
Но нет ничего более постоянного, чем временное. Особенно, если речь идет о возможности расширить давление на политических оппонентов, бизнес и просто неугодных граждан, зачистив прокуратуру не только от одиозных коррупционеров, но и от любого рода инакомыслящих.
Подтверждением этого тезиса является еще ряд специфических новых полномочий, на которые обратили внимание очень немногие.
Новые полномочия генпрокурора
Во-первых, генпрокурор получил беспрецедентное право устанавливать «особенности» исполнения прокурорами своих обязанностей.
Согласно закону, особенности исполнения прокурорами своих обязанностей в одинаковой мере устанавливаются как законами, так и генеральным прокурором. Причем приказы и распоряжения генпрокурора в этом случае идут через запятую с законами.
Что это могут быть за особенности?
Игнорирование служебных обязанностей «во благо государственным интересам»? Превышение служебных полномочий? Незаконные следственные действия? А что, если «особенности», установленные Рябошапкой, будут противоречить закону – что тогда будет иметь приоритет?
Еще интереснее становится фантазировать на эту тему, учитывая, что Офис генпрокурора получил право не регистрировать свои акты в Минюсте.
Во-вторых, генпрокурор вместе с заместителями и руководителями прокуратур получили право координировать работу правоохранительных органов в сфере противодействия преступности через формат координационных совещаний.
Ранее в законе были прописаны «общие совещания», «создание рабочих групп», «обмен аналитикой». То есть Генпрокуратура работала на равных с другими силовиками. Теперь ей отводится «направляющая» роль.
На таких встречах могут заслушиваться отчеты о деятельности других силовиков.
Решения координационных совещаний будут обязательными для всех участников. Что это могут быть за решения? Поручения НАБУ закрыть/открыть дела по конкретным фигурантам? Усиление работы по конкретной политической силе/отрасли/финансово-промышленной группе?
«Порядок и другие формы координации определяются генпрокурором». Что это за другие формы? Телефонное право? Онлайн доступ ко всем/конкретным «избранным» уголовным производствам? Отчеты о мерах пресечения, которые запрашиваются у следственного судьи? Мы можем только догадываться, ведь генпрокурор сможет генерировать эти идеи единолично.
***
Недавно бизнес высказал активную позицию против судебной реформы с ее ограничением полномочий и свободы действий для Верховного суда, поскольку она отрицательно отразится на инвестиционном климате. Но влияние «реформы» прокуратуры почему-то недооценили.
Неограниченные полномочия, сконцентрированные в руках Руслана Рябошапки, позволят прокуратуре с новой силой «кошмарить» бизнес/неугодных чиновников и политических оппонентов не только собственными руками, но и руками других силовиков (смотри пункт о «координационных совещаниях»).
Причем для этого появится гораздо больше законных оснований. А значит – поводов обсудить коммерческие пути «выхода из ситуации».
Сегодня экспертами уже обсуждается вариант признания закона о реформе прокуратуры или отдельных его положений неконституционными. В том числе и в части расширения полномочий генпрокурора.
Такие перспективы могут еще больше раззадорить новоявленный Офис. Так что бизнесу самое время держать ухо востро и готовиться отбивать атаки.
Юрий Радзиевский для УП
Источник:https://www.pravda.com.ua/rus/columns/2019/10/22/7229701/